06.04.2013 |
«Неделя» завершилась показом и обсуждением на «главном» канале фильма «Антон тут рядом» Если нельзя «так» – то как можно? Как «надо» говорить о жизни, о которой и знать-то не хочется? Как «надо» – о том, о чём думать только – только начинаем? И заведующая отделением, в котором «содержатся» антоны, оскорбившаяся на пустом месте за честь мундира (точнее, халата) – и способная говорить только о том, что «Люба обидела армию людей». Не умеющая понять, увидеть, что армия (это о медицинских работниках?!) безнадёжно устарела, да и фронт ушёл, переступив через противостояние. Она и в глубоком тылу чувствует себя – не врачом, а последним оплотом. Только вот чего? «Люба, помогая Антону, навредила ему», - это ведь сторонник системы изоляции сам произносит приговор своей системе. Навредила чем? Тем, что не оставила тихо угасать в интернате, разбудила – и Антона, и отца и помогла им жить продолжать? А ведь это мнение не стороннего человека – она «рядом», всю безысходность сложившейся практики понимает. Они попытались спрятаться за ширму привычных и разрешённых ещё соцреализмом шаблонов – художественности, правильности, прошловекового опыта… Не работает. Приходится обсуждать содержание, которое – не частная жизнь отдельных людей, а наш общий выбор – мы все «рядом». В другой передаче откровений этих обиженных и мессий хватило бы на несколько выпусков. Поорали бы всласть. Навешали б ярлыков, упились злобой и агрессией. И отправились свои нарывы нянчить дальше. Впервые оценила правила формата «закрытого показа»: высказываемся, но не обсуждаем. Это позволило не зависать на обсуждении того, что в обсуждении не нуждается. Но дать шанс на осмысление даже безнадёжным – «организовать их деятельность, позволяющую услышать оппонента» (на языке ФГОСа). Уйти от агрессии и противостояния. И становятся понятными упорство в отстаивании интернатной системы (ведь страшно стать ненужным – никому, совсем), и истоки никоновских теорий (почти не пиар «писателя» – страх, ужас даже при одной мысли, что окажешься беспомощным, либо на руках с таким – и отсюда это – уж лучше сразу). Привычное рациональное не работает, а по-другому страшно, да и не умеем. А то, что принято считать иррациональным – наоборот. И
Игорь Шпицберг (автор единственной запатентованной в России методики помощи – это не какая-то там идея, за которую биться собирается Никонов – работающая технология) действительно счастлив. И – как ни пафосно это звучит – лик его светел, взгляд осмыслен, ум трезв – никакой шелухи. Само обсуждение фильма стало его закономерным продолжением: с парадом «образов». Без упрощённого деления на «положительных» и «отрицательных», но с приговором отжившему. У меня почему-то это ассоциируется с финалом леоновского «Русского леса». Рядом с цветистым красноречием экспертов серьёзный Олег 25 лет из зала почти косноязычен – он как будто учится говорить – да и действительно для разговоров о смысле жизни нужны другие слова и конструкции, чем те, что мы привычно извлекаем. Но не формулировки главное, а мысли, которые вполне оформились и с которых даже подколки ведущего не сбивают. Зря – оказывается – Д. Быков («Не откупимся») опасался, что фраза Аркус о том, что Антон согласен только на любовь, на меньшем он не помирится – затеряется в фильме. И вот эти простые мысли, сформулированные совсем молодым человеком без опыта жизни по шаблону: фильм даёт «чувство любви, которое помогает жить» – просты, как всё гениальное. Но они же – и беспощадная оценка «людям взрослого поколения». Как корректно-то, но от того не мягче: «Вы убиваете любовь в молодом поколении». Метафора не развёрнута – ведь уже по умолчанию – без любви нет жизни, живя по шаблону, убивая любовь (которая понимается как неотъемлемое условие жизни), вы убиваете новое поколение, своих детей. Всё, круг, заданный старым шаблоном – убивать недостойных – значит убивать всё живое, развивающееся, будущее – замкнулся. Тот же Бродский говорил: «Трагедия,— когда умирает не герой, а хор». Обсуждение фильма, начавшееся рассуждениями о том, «герои ли герои», показало рождение нового хора – как и положено, в муках – но он живёт. А чуть раньше был и открытый показ, и тоже обсуждение И как-то это всё позволило отрефлексировать и все те события в рамках «Недели», в которых приняло участие издательство – семинары – вебинары – марафоны. Наш – педагогический – «хор» пока ещё в эмбриональном состоянии: есть движение – встречный отклик на инклюзивные запросы – но пока со стороны «коррекционщиков» - тех, кто внутри ситуации находится; некоторых учителей (занковцев, например – спасибо Леониду Владимировичу за его внимание к «как сильным, так и слабым»). Но большая часть общеобразовательных учреждений (и дошкольных в т.ч.) пока в режиме выжидания – ожидания (сигнала сверху? жареного петуха?). Нет пока понимания, что не пройдёт это стороной, как нет уже «наверху» - мы все «рядом» Так что первоначальное впечатление от недели остаётся. То самое сочинение, с которого начался фильм. Люди. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |