Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




24.09.2010


Круглый стол «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?»

С 18.08 по 4.09 сотрудники и авторы издательства приняли участие в круглом столе по теме «Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?» на сайте «Общественно-государственная экспертиза учебников»

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) установлено, что учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы и реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Первый круг проблем связан с определением СТАТУСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Результаты образования и «внеурочки», в том числе, можно сопоставить с результатами (а, значит, и вложениями) нанотехнологий – результат неочевиден здесь и сейчас, но неотвратим и всеобъемлющ – не зря же заговорили о ДНВиР именно сейчас, когда до нас докатились результаты деидеологизированного (а по сути, дезориентированного в ценностном смысле) образования 90-х.

При обсуждении говорилось и о «кружковой работе», и одополнительном образовании, и о работе по предмету за рамками урока (не раскрыто, но, видимо, имелось ввиду расширение временных рамок для реализации проектной деятельности, которой в рамках традиционного урока тесно). По мнению участников круглого стола, знак равенства между допобразованием и внеурочной деятельностью ставить нельзя: по ФГОС, это разное, поскольку разные задачи решаются – внеурочная деятельность – это не образование в чистом виде, а, скорее, то, что называют социализацией.

По концепции ФГОС, ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО ЧАСТЬ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ! Значит, нечто другое. Что именно? По ФГОС – «часть БУПа, формируемая участниками образовательного процесса» - значит это – реализация запроса социальных заказчиков (в русле заказа государства). Заказ государства оформлен в виде вариативных направлений, обозначенных в БУПе. Воспринимаются ли они (и в первую очередь теми, кто будет осуществлять контроль за организацией «внеурочки») именно как вариативные? Значит, необходимы критерии внешнего оценивания. Чтобы ответить на него, некоторое время потребуется.

Чего родители как основные заказчики хотят? Было только одно мнение родителя, одновременно и учителя начальных классов: «Я бы хотела быть уверенной, что моего ребёнка обучает не любитель, а профессионал». (Это можно понимать и как заявку на повышение квалификации). Озвученный модератором вопрос об ответственности родителей пока остался без ответа – видимо, не потому, что неинтересен, а потому, что один из сложнейших.

Практически нет мнения завучей – а им, в первую очередь, решать и организационные, и содержательные вопросы.

Чего хотят учителя – тоже пока достаточно смутно: больше о том, чего не хотят; что тревожит: «…это может сказаться на качестве ОСНОВНОЙ, УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (речь, видимо, об урочной деятельности) – т.е. в понимании учителей урочная деятельность противопоставлена внеурочной (как не основной, дополнительной). А ведь в концепции ФГОС говорится о едином образовательном процессе. Тревожно, что такого понимания нет.

Как решать эту проблему? Курсы «внеурочки» не должны быть «из другой оперы» - они призваны помочь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале – и вывести на те самые метапредметные результаты, мотивацию учебную сформировать .

От имени учителей начальных классов (а они первые попадают и в «пилот», и в стандарт) НЕ ПРОЗВУЧАЛО СОВСЕМ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ РЕШИТЬ В РАМКАХ «ВНЕУРОЧКИ». Более того, сформулировано понимание её как дополнительного времени для решения учебных задач. А как же они тогда будут отбирать курсы и средства для её проведения, если у них запрос не сформирован?!

В основном же учителя говорят о том, как хорошо работать просто учителем (хорошим, творческим и пр.). О возможностях раскрытия потенциала детей (а всё ж о них речь) поговорить не успели .

Для обеспечения всего спектра интересов одного учителя – даже самого опытного, творческого и самореализующегося – недостаточно. В определении стратегии внеурочки вообще и в каждой школе в частности должны участвовать ПСИХОЛОГИ. К сожалению, в работе круглого стола педагоги-психологи общеобразовательных школ участия не принимали.

Большинство участников круглого стола – работники ИПК и профессионального образования. Работа круглого стола показала, что специалисты общего образования лишь рассматривают теоретические подходы к проблеме, зато очень красивые решения предлагаются теми, кто в общеобразовательной школе не работает – специалистами специальных (коррекционных) школ и учреждений дополнительного образования, работающих с разными категориями детей с ОВЗ. И ведь нет ещё специального стандарта (и когда он ещё будет!), но именно от тех, кто работает с детьми с проблемами, предложения пришли – московский и пермский опыт. Что важно – как раз опыт представлен действующим районным методистом и работающим психологом.

Именно они помогли сформулировать ответ на вопрос о том, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕМ И ЦЕЛЬЮ введения «Внеурочной деятельности» - РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (т.е. создание дополнительных условий, обеспечивающих развитие школьников), выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат – не новые знания (что система дополнительного образования обеспечивает), а способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации .

Второй круг проблем – ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ «ВНЕУРОЧКИ».

Неприкрытая тревога у всех учителей: «На учителей, занимающихся внеурочной деятельностью, ложится большая ответственность по подготовке, разработке и организации дополнительных курсов» Про понимание ответственности – здорово, но здесь же и – увы, обоснованное – опасение, что всё это падёт на плечи только учителя.

Необходимы ресурсы, обеспечиваюшие как непосредственную деятельность школьников, так и методическое сопровождение для педагогов, обеспечивающих эту деятельность .

Самым сложным и дискуссионным стал вопрос выбора и освоения технологий, обеспечивающих осуществление деятельностного подхода во внеурочной деятельности. Концептуально всё ясно, а вот как его организовать учителю, который ещё на этапе получения профессии ориентирован на классно-урочную форму со всеми вытекающими последствиями?

Очевидно, что для этого необходимы совершенно иные пособия. Прежде всего, изымающие детей из-за парт. А это – новые технологии. И внеурочная деятельность даёт возможность освоить их педагогу вместе с детьми – здесь ведь снимается барьер боязни не успеть выполнить программу. Совершенно очевидно, что необходимы добротные пособия, адресованные всем участникам образовательного процесса – и учителю, и детям, и родителям.

Для школы сегодня, когда только начинается работа по этому направлению, необходимы ориентиры. Что же может быть выбрано в качестве критерия отбора? Принадлежность к определённой системе? Имя автора? Завершённость линии (от 1 –го к 4-му классу и далее)? Соответствие конкретному направлению БУПа? Приоритетные направления деятельности школы? Запрос родителей? Интересы и склонности педагога? Каждый аргумент должен быть учтён, но всё же выбор – за конкретным учителем, работающим с конкретным классом.

Неоценимую помощь могут оказать рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка .

Психолог инклюзивной школы г. Перми, наш автор О.С. Соколова поделилась своим опытом и рассказала о возможностях тренинговых форм работы в разноуровневой группе, представила рабочие тетради для детей и методический комментарий с подробным планированием занятий. Начато содержательное рассмотрение возможностей сказок как интегративного ресурса, обеспечивающего все линии развития ребёнка.

Конечно, универсальных пособий нет. Но в идеале нужны такие, которые позволяют все задачи духовно-нравственного воспитания, декомпозированные в направления внеурочной деятельности ФГОС, решать комплексно.

Таким потенциалом обладают, например, сказки. Именно поэтому сейчас так активно развивается артпедагогика. Именно действующие учителя разрабатывают на основе практического опыта пособия.

Опыт работы пермских и екатеринбургских педагогов представлен в пособиях О.С. Соколовой «Путешествие в сказку» и Е.Г. Белоусовой, Л.М. Бугровой, И.А. Хаминовой «Путешествие по сказкам».

Объединяет пособия то, что в них предполагается работа в режиме тренинга, разноуровневые задания (обеспеченные дидактически – специальными листами заданий и разрезными материалами) позволяют организовать работу в группе очень разных детей, научить их сотрудничать, вместе решать проблемы и реализовывать проекты (для малокомплектной школы это необыкновенно важно, так же, как и для инклюзивной).

В пособиях богатейший – избыточный – методический материал для учителя. Предполагается возможность привлечения родителей – к чтению и освоению содержания сказок.

При этом есть и задания повышенного уровня, позволяющие реализовывать новые требования ФГОС, обеспечивающие применение знаний, полученных на уроке, в личном опыте.

Говорить же о содержательном потенциале сказки как источнике базовых ценностей, художественно-эстетического, научно-познавательного, патриотического воспитания излишне. Ценность пособий – в их комплексности, дидактической и методической обеспеченности.

Особо отмечалось, что все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети – должны иметь возможность видеть, обсудить, оценить результаты деятельности в рамках предложенного курса, а методическое обеспечение должно оказать в этом необходимую помощь.

Работа со сказками имеет ещё и адаптационный потенциал – люди разных поколений договариваются о системе ценностей, общих ориентирах. И очень важно, когда в этот процесс включены родители – и на этапе чтения, и на этапе подготовки атрибутов для инсценирования (что и предполагается «Путешествиями»). А вот следующий этап, на котором дети сами составляют сказки, позволяет использовать глубинную информацию сказок, их метафоры – всё то, что давно стало арсеналом сказкотерапевтов. Конечно, ни учитель, ни даже школьный психолог психотерапией не занимаются, но у нас активно развивается артпедагогика, где терапевтические эффекты используются. Придумывание сказок – необыкновенно важный этап в жизни каждого человека. И тут родители активно включаются. Как сказал один из разработчиков ФГОС, А.М. Кондаков: «Главная задача стандарта - вернуть семью в школу». И если это делать не через домашние задания для родителей, а через систему внеурочной деятельности, интересной и семье, и школе – это здорово. Глядишь, вместо готовых дом. заданий книжки детям будут покупать. А некоторые – читать (сейчас по данным исследования в рамках Года чтения, первоклассникам читает 0,8% родителей – и с возрастом показатель не растёт).

Такие ресурсы помогают расставить правильные акценты во взаимоотношениях школы и семьи, наладить продуктивное взаимодействие. И это только дополнительные эффекты; обеспечивается развитие ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями и (по Л.С. Выготскому), «введение его в культуру».

Подробнее с материалами можно ознакомиться на сайте «Общественно-государственная экспертиза в образовании. Учебники»





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru