Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




18.04.2013


Закон «Об образовании» требует, чтобы в любом классе могли учиться любые дети, но сегодняшний учитель не готов работать с любыми детьми


Евгений Ямбург, руководитель рабочей группы, директор московского Центра образования № 109, член Общественного совета при Минобрнауки, член-корреспондент РАО, - об основных принципах, которые легли в основу проекта концепции и содержания профессионального стандарта педагога

Адресат стандарта

Нужен стандарт профессиональной деятельности не учителя, а педагога, причем для всех уровней общего образования, включая дошкольное.

Структура стандарта

Минтруда поставило задачу соотнести стандарт со структурой профессиональной деятельности педагога. Что туда входит? Обучение, воспитание и развитие ребенка. Вот его основные обязанности, а все остальное — по большому счету, от лукавого. При этом совершенно очевидно, что нынешний уровень учителей не отвечает вызовам и угрозам не то что завтрашнего дня, но даже сегодняшнего.

Раздел, посвященный развитию, в стандарте самый большой, обучению и воспитанию — поменьше, поскольку это вещи традиционные. В отдельное приложение вынесены ИКТ-компетенции — на дворе XXI век.

В профессиональном стандарте три компонента, как в старой структуре образовательных стандартов, — федерального, регионального и школьного: у нас очень разная страна: отдаленный регион и мегаполис — как разные планеты. Есть города, есть регионы сельские, мононациональные и поликонфессиональные...

Суть стандарта

Стандарт — это перечень компетенций, которыми должен владеть учитель, в том числе минимальных — знать предмет, программу школы. И нельзя обойтись без слова «должен», потому что это его функциональные обязанности, за это ему платят деньги. Есть уровень сегодняшний, а есть цели, к которым надо идти: стандарт должен фиксировать минимум.

Есть ощущение, что сам термин «стандарт» будет вызывать у учителей аллергию, восприниматься как ограничение, рабство, тюрьма, потому что у государства плохая кредитная история по отношению к учителям. Но мне трудно представить себе фигуриста, который выполняет произвольную программу, не освоив обязательную.

Новые компетенции педагогов в стандарте

Дело в том, что большинство школ — общеобразовательные, они берут всех. Но тогда надо научить учителей работать со всеми категориями детей. Поэтому наш проект — это стандарт педагога не школы Ямбурга, а школы для всех.

На всех этапах обучения детям необходимо медико-психолого-дефектологическое сопровождение. Педагог должен знать дефектологию, но делать из него дефектолога не надо — просто он должен уметь читать документы специалистов, переводить на язык педагогики заключения психологов и дефектологов, работать с ними в команде, создавая индивидуальные планы развития ребенка вместе.

Понимание результатов образования в стандарте

В образовании должны быть уравновешены социальная и образовательная функция.

Если вы принимаете в школу девочку с дислексией и дисграфией, которая делает в диктанте 60 ошибок, а на выходе количество ошибок сокращается до 10, это отличный результат работы учителя. Нельзя его оценивать исключительно по победам детей в олимпиадах и результатам ЕГЭ — тогда школа будет «выпихивать» слабых детей. Той учительнице, которая удерживает в школе детей из пьющих семей, нужно давать звезду героя. Она еще деньги несет в школу, которые следуют за каждым учеником.

Стандарт педагога школы для всех

Решение о том, соответствует учитель занимаемой должности или нет, должна принимать сама школа. Во всем мире существуют такие понятия, как внутренний стандарт учреждения и внутренний аудит.

Аттестация должна носить государственно-общественный характер и не должна быть унизительной для учителя.

Об образовании и обучении педагогов

В стандарте сказано, что педагог должен иметь высшее образование: ведь во всем мире чем младше ребенок, тем выше квалификация педагога, а у нас наоборот. В младшем возрасте можно снять многие проблемы, связанные, например, с дисфункцией мозга и синдромом дефицита внимания - создать условия для повышения уровня образования... необходимо.

Стандарт так и останется протоколом о намерениях, если не будет изменена система подготовки педагогов.

О подготовке и обсуждении стандарта

Рабочая группа — всего 12 человек. С самого начала были поставлены задачи и распределены обязанности. Работала команда — компактная, мобильная, толерантная.

Дмитрий Ливанов - это второй министр в моей жизни, который вникает в ситуацию, первым был Эдуард Днепров. На заседаниях рабочей группы Ливанов не просто присутствовал, но и реально работал, давал дельные замечания. Мы договорились о гласности на всех этапах разработки, публикации и обсуждения стандарта.

Мне жаль только, что многие люди не читают его системно — выхватывают то, что касается только их... А это приводит к искажениям.

Подробнее: проект стандарта и обсуждение





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru