18.04.2013 |
Нужен стандарт профессиональной деятельности не учителя, а педагога, причем для всех уровней общего образования, включая дошкольное.
Минтруда поставило задачу соотнести стандарт со структурой профессиональной деятельности педагога. Что туда входит? Обучение, воспитание и развитие ребенка. Вот его основные обязанности, а все остальное — по большому счету, от лукавого. При этом совершенно очевидно, что нынешний уровень учителей не отвечает вызовам и угрозам не то что завтрашнего дня, но даже сегодняшнего.
Стандарт — это перечень компетенций, которыми должен владеть учитель, в том числе минимальных — знать предмет, программу школы. И нельзя обойтись без слова «должен», потому что это его функциональные обязанности, за это ему платят деньги. Есть уровень сегодняшний, а есть цели, к которым надо идти: стандарт должен фиксировать минимум.
Дело в том, что большинство школ — общеобразовательные, они берут всех. Но тогда надо научить учителей работать со всеми категориями детей. Поэтому наш проект — это стандарт педагога не школы Ямбурга, а школы для всех. На всех этапах обучения детям необходимо медико-психолого-дефектологическое сопровождение. Педагог должен знать дефектологию, но делать из него дефектолога не надо — просто он должен уметь читать документы специалистов, переводить на язык педагогики заключения психологов и дефектологов, работать с ними в команде, создавая индивидуальные планы развития ребенка вместе.
В образовании должны быть уравновешены социальная и образовательная функция.
В стандарте сказано, что педагог должен иметь высшее образование: ведь во всем мире чем младше ребенок, тем выше квалификация педагога, а у нас наоборот. В младшем возрасте можно снять многие проблемы, связанные, например, с дисфункцией мозга и синдромом дефицита внимания - создать условия для повышения уровня образования... необходимо.
Рабочая группа — всего 12 человек. С самого начала были поставлены задачи и распределены обязанности. Работала команда — компактная, мобильная, толерантная. Дмитрий Ливанов - это второй министр в моей жизни, который вникает в ситуацию, первым был Эдуард Днепров. На заседаниях рабочей группы Ливанов не просто присутствовал, но и реально работал, давал дельные замечания. Мы договорились о гласности на всех этапах разработки, публикации и обсуждения стандарта. Мне жаль только, что многие люди не читают его системно — выхватывают то, что касается только их... А это приводит к искажениям. |
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |