«Живые» книги для детей и подростков: стать магистром или профессором кукольных наук, проложить маршрут чкаловского перёлета через Арктику; расшифровать радиограмму в кабине самолёта, летящего на спасение папанинцев; сделать перевязку раненым на гражданской войне в Испании бойцам; наладить освещение после аварии
Путешествия во времени, освоение пространства художественного текста и исторического контекста как путь ребёнка к пониманию себя и окружающего
Марина Аромштам, писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук»:
«Интерактивность» – модное слово. Мы говорим, что нужно придать интерактивный характер музейному пространству и внедрить разные формы интерактивности в библиотеках. Мы даже в театральные спектакли пытаемся включать элементы интерактивности, побуждая зрителей не просто смотреть и слушать, но и принимать «активное участие», «вмешиваться» в действие. В сфере образования требование интерактивности возникает в связи с изменившимся представлением об обучении, о его методах. Раньше обучение было словесным. Теперь считается, что его нужно сделать действенным. Ребёнок – не сосуд, который набивают знаниями по воле взрослых, а активный субъект, который в процессе обучения должен действовать – в том числе и руками, ногами, используя разные органы чувств. Это позволяет ему усвоить и «присвоить» больший объем информации, побуждает экспериментировать и проявлять инициативу.
Казалось бы, причём тут книга? Книга, ее содержание и форма, сам её смысл заранее определен и предопределен: сиди и читай (лежи и читай).
Но и книга сегодня вынуждена подстраиваться под требование интерактивности...
Однако художественная книга требует от читателя-слушателя переживания. А переживание – это не только то, что происходит «здесь и теперь». Это то, с чем ребёнок потом ещё некоторое время живёт. Что он носит в себе. Что выплёскивает прямо или косвенно в своих играх, рисунках, вопросах.
И если вопрос об интерактивности по отношению к художественным книгам стоит, то он связан именно с созданием некоторого пространства вокруг книги после ее прочтения. Это правильно – предложить ребенку разные способы выражения переживаний и своего отношения к прочитанному. Или даже форму, с помощью которой он еще раз вспомнит детали повествования».
И эту задачу во всей полноте решают создатели книги «По следам Буратино». В ней можно обнаружить полный арсенал интеллектуальных интерактивных занятий, которые за последние пятьдесят, а то и шестьдесят лет придуманы для детей. И награда в конце - звание Профессора кукольных наук.
Ребёнку, научившемуся осваивать пространство книги, будет интересен и контекст.
В одном из детских музеев Петербурга уже несколько лет существует необычное интерактивное пространство под названием «Страна Гайдарика». На деревянной даче, построенной в начале ХХ века, создан «штаб Тимура», символическое олицетворение «секретного мира детства» 1930-х годов.
«Но мы вовсе не собирались музейными средствами делать иллюстрацию к текстам Гайдара. Мы хотели показать современному ребёнку предвоенную эпоху, со всеми ее противоречиями и сложностями. В «Стране Гайдарике» мы сознательно столкнули две реальности – художественную, которую сконструировал Аркадий Гайдар, и реальность читательского бытия, которая у нас представлена подлинными жизненными историями ленинградских детей 1930-х годов. Мы постарались показать мир советского ребёнка того времени глазами самих детей».