Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




14.05.2013


Каким должен быть ФГОС для воспитанников детских садов


Мнения участников конференции, посвященной дошкольному образованию: «надо ввести запрет на занятия школьного типа»

Планируется, что министерство образования и науки РФ в мае представит на общественное обсуждение проект стандарта дошкольного образования. С сентября он начнет вводиться в режиме эксперимента. Как и школьные стандарты, он включает в себя основные требования к структуре образовательных программ и условиям их реализации.


Старший научный сотрудник Федерального института развития образования, член рабочей группы по разработке проекта стандарта Владимир Загвоздкин.

С самого начала рабочая группа получала и анализировала информацию о развитии дошкольного образования за рубежом, чтобы учесть основные принципы, принятые в международном образовании. Однако интегрировать этот опыт в нашу систему непросто из-за глубоких различий в традициях, исторически сложившихся в условиях разных общественных укладов…
В экономически развитых странах дошкольное образование с середины 1990-х годов признаётся полноценным уровнем.
Однако раннее и дошкольное образование регулируется особыми законами, и общей системы требований не выдвигается в связи со спецификой этого этапа образования.


Концепция российского стандарта исходит из единства требований к условиям, образовательным программам и результатам. В мире же не существуют такого единого стандарта. Существуют разные виды стандартов, и у них разный адресат и разные функции.

Например, требования к условиям — это требования, прежде всего к учредителю, то есть государству, а не к детсадам или школам. Если стандарт определяет требования к детским садам, то это должно касаться только тех аспектов, которые действительно зависят от учреждения.

Уровень развития ребенка зависит не только от детского сада, но и от врожденных особенностей и условий жизни в семье. Дети развиваются очень по-разному. Поэтому никаких общих «требований к результатам» в зарубежных стандартах и программах дошкольного образования нет совсем. В отношении дошкольного уровня образования можно говорить только об общих для всех целях, направлениях образовательной работы: физическом, познавательном, эмоциональном развитии, развитии мышления и речи, творческих способностей, социальных и личностных качеств, усвоение ценностей и тому подобное.

Никаких нормативов развития, обязательных к исполнению, в дошкольном образовании быть не должно.

Для того чтобы обосновать родительскую плату нужно было разделить образование и уход — родители должны платить за уход, а образование бесплатное.
Однако во всем мире — и с этим согласны и наши специалисты — есть принцип единства образования и ухода в раннем и дошкольном детстве.

Что касается системы финансирования детских садов и платы родителей, то в мире существуют большое число разных моделей финансирования и разные расчеты доли родительской платы и вычисления компенсаций. В одной стране мы можем встретить совершенно разные способы вычисления. Так, в Германии, согласно проведенному недавно исследованию, доля родительской платы за место в группе неполного дня в разных городах колеблется от 0 до 3000 евро в год.
В целом же можно констатировать тенденцию к снижению родительской платы в зависимости от дохода семьи. В политических программах всех стран утверждается, что нужно снижать плату за дошкольное образование, чтобы обеспечить доступность.

Вопрос о так называемой готовности к школе — это вопрос не детской психологии или возрастной физиологии, это важнейший вопрос образовательной политики.

На сегодняшний день в международном сообществе существует договоренность о том, что дети по завершении этапа дошкольного образования и при переходе в начальную школу показывают широкий спектр способностей разного уровня. И школа должна быть к этому готова. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он был готов к школе, а школу при этом освобождать от всякой ответственности.



Готовность к школе как раз конкретный пример принципиального отличия наших нормативных документов от законов, принятых за рубежом. Еще недавно от детсадов требовали обеспечить готовность к школе для всех детей любой ценой. Но такое требование невозможно и бессмысленно, если признать, что все дети разные и условия жизни у них разные, и мы не можем заставить ребенка развиваться по заранее намеченному плану, спущенному сверху. Удастся ли в новом стандарте отказаться от этих бессмысленных требований к ребенку — покажет время.
…основная форма — это «неформальное учение». Ребенок, если он хорошо себя чувствует, всегда чем-то занят, делает то, что ему нравится и это, как убедительно показали международные исследования, самый эффективный способ учения и развития ребенка-дошкольника.


Во-первых, оценка качества дошкольных организаций не должна быть жестко увязана с уровнем развития детей, на который оказывают влияние множество социальных и врожденных факторов, не зависящих от детского сада.
Во-вторых, не должно быть переполненных групп.
В-третьих, детям должно предоставляться достаточное время на свободную игровую, исследовательскую, творческую активность.
В-четвертых, дети должны иметь богатый материал для исследований, игр и развития движения, то есть соответствующее пространство и оборудование.
И, наконец, надо ввести запрет на занятия школьного типа.


Замминистра образования и науки РФ Игорь Реморенко:

«Надо это описать настолько филигранно и тонко, чтобы не разрушить авторские заделы, которые в последние 20 лет были сделаны. Это действительно сложный момент»

Реморенко напомнил, что внедрение стандарта будет подкреплено специальными государственным инвестициями, как это было с другими образовательными стандартами.


Ректор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Виталий Рубцов:

«Воспитатель должен обязательно готовиться в реальной практике. Со второго курса, например, будущий воспитатель должен работать с детьми».





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru