Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




26.01.2011


Ставрополь. Семинары для специалистов СКОУ и ДОУ

26-27 января 2011 года в Ставрополе издательство "Современные образовательные технологии" совместно с кафедрой социализации личности и коррекционной педагогики Ставропольского КИПКРО провело семинары для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. Семинары проводила главный редактор издательства Головинская Елена Юрьевна

В работе семинаров приняли участие руководители и заместители руководителей образовательных учреждений края, специалисты С(К)ОУ (200 человек), педагоги дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида, групп интегрированного обучения (160 человек).

В информации представлены тематические и проблемные презентации по вопросам, рассматривавшимся на семинарах (коричневые активные ссылки)

На семинаре для специалистов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (директоров, завучей, учителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов, воспитателей ) были проанализированы основные положения специального федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СО ) и возможности удовлетворения новых запросов , вызванных изменением социальной ситуации и всех категорий участников образовательного процесса: компетентности педагогов и родителей , состава обучающихся специальных образовательных учреждений.

Следствием социально-экономических проблем последних десятилетий, с одной стороны, и возможности проведения более точной, чем ранее, дифференциальной диагностики, с другой, стало кардинальное изменение представлений о состоянии здоровья современных школьников , соотношении нормы и патологии и возможностях оказания помощи детям с ОВЗ в различных формах.

На семинаре рассмотрены требования к УМК нового поколения для детей с ОВЗ с учётом единой концепции СФГОС:

- постановка проблемы и определение способов её решения;

- методический комментарий, включающий описание технологии взаимодействия участников коррекционно-развивающего образовательного процесса;

- материалы для организации работы ребёнка (рабочая тетрадь, дидактический и раздаточный материал) с системой разноуровневых заданий;

- диагностический инструментарий для организации мониторинга;

- поурочные разработки.

Дана общая характеристика серий пособий издательства «Современные образовательные технологии» с позиции соответствия этим требованиям.

В соответствии с целью семинара рассмотрены подходы к определению результатов образования детей с ОВЗ.

Большой интерес вызвало пособие «На пороге школы», обеспечивающее профилактику школьной дезадаптации, выравнивание стартовых возможностей на основе формирования гражданской идентичности , развития навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

На семинаре для специалистов дошкольного образования (учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов, воспитателей коррекционных и интегрированных групп, старших воспитателей и заведующих ДОУ комбинированного и компенсирующего вида) были рассмотрены возможности пособий и УМК для диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, сопровождения их семей и педагогов.

Цели семинара:

— подготовка к обеспечению достижения новых результатов образования;

— рассмотрение новых социальных запросов, обусловленных изменением всех категорий участников ОП;

— определение требований к УМК для детей с ОВЗ с учётом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ;

— знакомство с технологиями коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ и их семей, реализуемыми в УМК.

Достижение целей семинара позволяет обеспечить:

— освоение алгоритма работы по УМК в различных условиях;

— «примерку» технологий КРС к конкретным условиям и потребностям;

— освоение инструментария определения результативности работы по УМК.

В ходе семинара рассмотрен новый социальный и государственный заказ системе дошкольного образования;

проанализированы специфические особенности каждой категории участников современного образовательного процесса: тенденции изменения состояния здоровья всей популяции дошкольников (децелерация, инвалидизация и пр.), обуславливающие необходимость возможно более ранней дифференцированной коррекционно-развивающей помощи; и потребности современного поколения взрослых .

Особое внимание уделялось необходимости обеспечения каждому ребёнку полноценного проживания каждого периода детства и просвещению в этом вопросе родителей. Создание новых поколений УМК для дошкольников учитывает достижения современной образовательной практики и современное достижение науки: построение коррекционно-развивающего образовательного процесса с учётом особенностей ведущих каналов восприятия и учётом гендерных особенностей развития детей.

На семинаре был проведён общий обзор серий издательства .

Все УМК и пособия серии «Технологии сотрудничества. Учимся вместе»

- предполагают проведение занятий в режиме тренинга (инновационная личностно ориентированная и деятельностная форма, противоположная заогранизованности классно-урочной системы);

- имеют систему разноуровневых заданий для организации разновозрастного взаимодействия и взаимопомощи (преодоление госпитализма, вызванного тем, что в учреждениях полного дня дети целый день находятся в искусственно объединяющей форме – группе);

- имеют систему индивидуальных заданий (развитие каждого ребёнка в режиме индивидуального образовательного маршрута), завершающуюся коллективным проектом (обеспечивается формирование коммуникативной компетентности, навыков взаимодействия);

- созданы с учётом федеральных государственных требований;

- каждое пособие имеет необходимое и достаточное методическое сопровождение, обеспечивающее проведение занятий (методический комментарий, содержание заданий, упражнений) и оценку результативности (инструментарий педагогической диагностики);

Пособия серии «Управление по результатам. Я расту» содержат инструментарий по основным направлениям коррекционно-развивающей работы, позволяет организовать систему внутриучрежденческого мониторинга, в том числе, в условиях интегрированного обучения; обеспечивает формирование методического портфолио педагога, повышение квалификации в деятельностном режиме.

Серия «Образование через всю жизнь» обеспечивает повышение квалификации в различных формах, в том числе – дистанционной, районного (городского) методобъединения, т.к.

- включают хрестоматию материалов по вопросам воспитания разных категорий детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (не нужна целая библиотека);

- содержат систему гиперссылок на Интернет – ресурсы (для работы медиатеки);

- включают компетентностно ориентированные вопросы и задания для самостоятельной работы и группового обсуждения;

- включают программу курса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью» (рекомендована Учёным советом АПКиППРО) со всеми необходимыми составляющими;

- включают систематизированное описание опыта различных регионов страны по разным аспектам специального образования, варианты решений проблем, анализ рисков и описание способов их преодоления.

Затем были рассмотрены возможности методического конструктора для обеспечения адресной помощи разным категориям детей, получающим образовательные услуги в различных условиях и формах, с учётом ФГОТ к результатам освоения общеобразовательной программы дошкольного образования . В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 23.11.2009 г. №655) учёт потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программе дошкольного образования предполагает использование «специальных методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий».

Издательством «Современные образовательные технологии» подготовлен учебно-методический комплекс «Расту. Играю. Развиваюсь» для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

УМК включает необходимые для осуществления образовательного процесса старших дошкольников программы, технологии, рабочие тетради, методические пособия. В состав УМК вошли методические и дидактические материалы, разработанные педагогами – практиками в рамках ОЭР, проектов различного уровня, апробированные в течение значительного периода времени в разных регионах страны в образовательных учреждениях различного типа и вида. Участие в качестве научных руководителей и разработчиков технологий учёных – специалистов учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, академического института РАО – обеспечило сочетание научной обоснованности и практической применимости, возможности реализации УМК в массовой практике дошкольного образования.

УМК «Расту. Играю. Развиваюсь» включает 3 блока, каждый из которых основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, обеспечивая их коммуникативную и психосоциальную компетентность:

- развитие речи и сенсорных представлений, формирование готовности к обучению грамоте;

- развитие эмоционально-волевой сферы, формирование произвольного поведения;

- развитие базовых психических функций.

Структура каждого блока модульная:

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ обеспечивает единство в решении воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, построение образовательного процесса на адекватных возрасту и возможностях формах работы с детьми (индивидуальные задания; игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность; коллективные творческие работы, тренинги).

МОДУЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ обеспечивает возможность освоения детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении через выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (инструментарий мониторинга динамики развития детей и достижения ими планируемых результатов освоения программы) и осуществление индивидуально ориентированной помощи (планирование и содержание коррекционных мероприятий).

МОДУЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ предусматривает решение образовательных и развивающих задач в совместной деятельности взрослого и детей. Включает задания повышенного уровня.

Модульная структура УМК соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, позволяет решать конкретные задачи только на необходимом и достаточном материале.

Особое внимание вызвал вопрос определения механизмов и инструментария оценки результативности помощи детям с ОВЗ .

Отдельно были рассмотрены возможности УМК для старших дошкольников, обеспечивающего профилактику школьной дезадаптации, выравнивание стартовых возможностей на основе формирования гражданской идентичности , развития навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.





© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru