ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
ВАРИАНТЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ и СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, Качество современного образования определяется качеством профессиональной подготовки педагогов, их компетентностью, умением решать практические задачи в «иных» педагогических условиях. Решением коллегии Минобрнауки России по вопросу «О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» (9 декабря 2009 года) рекомендовано «введение обязательных разделов по проблемам организации и содержания образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в программы повышения квалификации руководителей и педагогических работников обычных образовательных учреждений». Компетентностный подход к формированию профессиональной готовности педагогов к работе с детьми с разными образовательными потребностями предполагает, в первую очередь, выдвижение на первый план прикладного аспекта, умения решать практические задачи; а также создание таких организационно-педагогических условий, в которых педагог имеет возможность приобрести в ситуациях, близких к реальным, опыт решения жизненных проблем, исполнения разнообразных социальных ролей, рефлексии приобретенного опыта. Очевидно, что эта работа предполагает освоение алгоритмов, знакомство с моделями и технологиями. Всё это требует пересмотра подходов к повышению квалификации, традиционного – раз в пять лет – на базе учреждений повышения квалификации явно недостаточно. Необходима система непрерывного образования непосредственно внутри каждого учреждения (организации), позволяющая решать конкретные актуальные именно для этого педагогического коллектива и сообщества проблемы. Умение организовать такую деятельность – свидетельство педагогической компетенции руководителя. Формирование профессиональной готовности педагогов к работе в условиях образовательной интеграции предполагает использование следующих методических стратегий:
Важное место в такой работе занимает обобщение и анализ опыта. В качестве ресурса целесообразно рассматривать материалы научно-практических конференций. Для обмена опытом решения проблемы обеспечения прав детей на образование в различных регионах страны издательством «Современные образовательные технологии» при поддержке АПКиППРО, общественного движения «Образование для всех» в 2010 году проведена всероссийская конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы». По мнению рабочей группы, готовившей материалы к печати (в неё вошли сотрудники АПКиППРО, региональных институтов повышения квалификации и вузов, педагоги-практики, авторы учебных пособий для детей с ОВЗ), это уникальный опыт решения общей проблемы, своего рода «мозговой штурм», отражающий региональные особенности, различный уровень состояния проблемы и опыт её решения в условиях разной обеспеченности ресурсами. С учётом того, что основной акцент в повышении квалификации специалистов образования сегодня сделан на подготовку к работе по новым стандартам, материалы сборника «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья» сгруппирован по направлениям, соответствующим структуре ФГОС. Разделы 3 – 5 раскрывают специфику структуры системы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на различных этапах. В разделах 1 – 2, 6 – 9 анализируются ресурсы, представлен опыт создания условий, обеспечивающих каждому ребёнку возможность обучения с учётом особенностей и потребностей его развития. Проблемы определения результатов образования детей с ОВЗ и пути их достижения рассматриваются в разделах 10 – 12. Такая структура позволяет использовать сборник «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья» при разработке образовательной программы школы в рамках подготовки к введению ФГОС, общеобразовательной программы ДОУ с учётом ФГТ. Поиск педагогами – практиками ответов на злободневные вопросы имеет реальное практическое значение: в сборнике много моделей, алгоритмов, готовых к использованию. Работы разных специалистов одной школы, детского сада, ППМС центра позволяют увидеть систему работы и оценить её эффективность. Предлагаем варианты проведения занятий и организации самостоятельной работы, самообразования с использованием ресурса «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья». Наличие заданий для групповой работы позволяет использовать материалы в системе профессионального образования, повышения квалификации, при проведении проблемных семинаров и тематических педагогических советов. Уточнение и конкретизация рассматриваемых практиками проблем в контексте нормативно-правового поля обеспечивается электронными ресурсами, что позволяет использовать материалы в дистанционной форме. Избыточность заданий по каждой теме обеспечивает вариативность и возможность выбора в зависимости от стартового уровня специалистов с учётом уровня компетенций (управленцы – практики) и ступени образования (дошкольное – школьное – профессиональное). Тема 1
Возможные образовательные продукты:
Дополнительный материал для написания эссе Планируемые результаты:
Тема 2
Тема 3 Тема 4
|
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |