РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ |
Детям с ОВЗ, как никому другому, важно дать ценностные ориентиры и сформировать целостную картину мира, систематизировать представления и опыт. Тогда осваиваемые понятия не повисают в безвоздушном пространстве, включаются в систему знаний. А применение их в конкретных ситуациях позволяет ребёнку включиться в культурное пространство и определить своё место в нём. Именно при этих условиях происходит, по Л.С. Выготскому, «введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из неё», обеспечивается профилактика дезадаптации. Такая совместная деятельность как чтение, обсуждение прочитанного и иллюстраций к нему в группе способствует улучшению социальных навыков. Совместное чтение обладает массой преимуществ. Слушая, ребенок учится выходить за пределы текущего момента, усваивает ритмическую организацию и стилистические правила литературной письменной речи; вносит вклад в общую языковую компетентность ребенка. Как организовать такую работу рассказывается в методическом комментарии к пособию «На пороге школы», обеспечивающем профилактику школьной дезадаптации, выравнивание стартовых возможностей на основе формирования гражданской идентичности , развития навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми С. Самыкиной. Пособие «На пороге школы» позволяет решать комплекс задач в рамках внеурочной деятельности (1 класс 1 полугодие) по направлениям «Патриотическое воспитание» и «Проектная деятельность». Основная задача курса – адаптация первоклассников к школе. Для её решения у школьников необходимо выработать систему координат, базовых ценностей, уточнить картину мира и определить своё место в нём. Стресс, вызванный сменой ближайшего окружения – из небольшой малодетной семьи ребёнок попадает в сложный коллектив школы – преодолевается через систему занятий. В процессе обсуждения, выполнения проектов в группах со сменным составом, включающих и сверстников, и родителей, и учителя, первоклассники уточняют и обобщают сведения о ближайшем окружении (семья, семейный уклад, традиции), включают эти знания в более широкий социальный контекст (малая родина – страна – многонациональное поликультурное государство), выстраивают ленту времени. Занятия помогают ребёнку адаптироваться в новой среде. Чтобы воспитать личностные качества, нужно обеспечить личностные переживания, создать ситуации, когда ребёнок сможет осмыслить свой личный опыт в контексте того, что ему предстоит в дальнейшей жизни. Всего восемь занятий – и абстрактная картина мира, становится более конкретной, более близкой, более понятной. Снимаются страхи, являющиеся основой дезадаптации. Мир воспринимается во всём его многообразии. Лучшая форма формирования толерантности – понимание того, что мир разный. Пока мы этого не понимаем, мы становимся объектами манипуляции – по национальному признаку, по профессиональному, по возрастному. Нам важно показать, что все в мире взаимосвязано. Да, мы разные, но у нас общие ценности, и мы вместе этот мир сможем познать. И тогда формируется система безусловных ценностей: жизнь, Родина, семья, природа, здоровье. Ребёнок, пройдя всё это, готов к восприятию новой среды. Новая среда – это школа. Всё это создаёт базис для принятия школьного уклада. В этой книге три самостоятельных модуля:
Работа в каждом модуле организуется через деятельность детей. Все задания интерактивны и предполагают участие родителей. Это мини-проекты внутри небольшой группы или детей и родителей. Используя пособие «На пороге школы» мы помимо традиционных учебных задач решаем и задачу психологическую: готовим детей к адаптации не только в школе, а вообще в том большом мире, в котором ему жить, к его реалиям и определению своего места в нём. Курс целесообразно использовать как пропедевтический перед введением основ религиозной культуры и светской этики.
|
©
Современные образовательные технологии, 2009-2021 |
телефон (996) 743-19-34 e-mail: edutech@mail.ru |