Корзина: У Вас 0 книг
на сумму 0 руб.
Заказ: Оформить

Логин Пароль  
Войти
Регистрация Забыли пароль?
запомнить




Всероссийская конференция

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья:
опыт, проблемы, перспективы

Россия, Москва, Самара


Проблемы обеспечения права на образования всем категориям детей с особыми образовательными потребностями: уровень управления

Проблемы обеспечения права на образования всем категориям детей с особыми образовательными потребностями: уровень кадрового обеспечения

Этапы проведения конференции

Интерактивное обсуждение материалов: некоторые итоги

Информация о формате публикации материалов конференции


Для обмена опытом решения проблемы обеспечения равных прав детей на образование в различных регионах страны издательством «Современные образовательные технологии» при поддержке АПКиППРО, ИКП РАО, общероссийского движения «Образование для всех» проведена всероссийская конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы».

Широкое обсуждение проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья продемонстрировало, что они перестали быть узкоспециальными и решаются на самых разных уровнях. Этому способствовало, с одной стороны, признание и закрепление в Законе РФ «Об образовании» демократических норм, с другой – реформирование системы образования (в частности, реструктуризация сельских школ, нормативное финансирование и пр.).

Фактически дети с различными образовательными потребностями обучаются во всех существующих типах и видах образовательных учреждений.

Однако не всегда эти стихийные процессы поддержаны специальными условиями образования (хорошо, что в рамках ФГОС условия рассматриваются как один из трёх обязательных компонентов обеспечения стандарта, но в отношении специального образования это существует пока лишь как красивая идея).

Одна из причин сложившейся ситуации в том, что изменилась лишь практика. Ни в рамках Министерства образования и науки РФ, ни на уровне Правительства нет институциональной структуры, выполняющей функции исполнительного и контролирующего органа по вопросам специального образования (точнее, обеспечения права на образование детей с ОВЗ). Соответственно, многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются практики при реализации новой образовательной парадигмы, замыкаются на уровне образовательного учреждения (в лучшем случае – региона), не анализируются в системе координат российского образования.

Следствие этого – недостаточность либо полное отсутствие современных нормативных документов, обеспечивающих право детей с ОВЗ на образование.

Сложилась парадоксальная ситуация: при наличии достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию, практически отсутствуют механизмы их реализации, не закреплены законодательно необходимые и достаточные условия, обеспечивающие эти права.

В региональных структурах управления образования разного уровня вопросы специального образования «курируются» обычно специалистом, к сфере компетенции которого отнесены лишь СКОУ; дошкольное образование – в «другом отделе» (а именно там возможна наиболее результативная коррекционно-развивающая работа, и она действительно проводится), общее (и соответственно все «интегрированные» дети) – в третьем, профессиональное – в четвёртом.

Таким образом, часто на уровне регионов нет управленцев, владеющих в полной мере ситуацией с образованием детей с ОВЗ (исключения – специалисты, относящиеся к работе по сути, а не по уровню и сфере полномочий и интересующиеся информацией за пределами рамок, заданных непосредственными полномочиями).

Такая мозаичная система управления породила и мозаичность системы образования детей с ОВЗ – есть единичные базовые (показательные) образовательные учреждения и есть бескрайнее проблемное поле – стихийно интегрированные дети и искренне пытающиеся им помочь и не знающие о существующих рядом ресурсах базовых школ педагоги.

Структуры системы повышения квалификации могли бы изменить расклад сил, но и они, находясь в затянувшемся процессе реорганизации – выживания, не всегда могут своевременно отреагировать на новый запрос. Имеющиеся кафедры (отделы) специального образования (там, где они сохранились) ориентированы учредителем и традициями на профильные специальные учреждения (СКОУ), не всегда включают в сферу своих интересов даже дошкольные учреждения комбинированного и компенсирующего вида, и тем более – ППМС центры, учреждения дополнительного образования. Предметные кафедры, кафедры начального и дошкольного образования, считая, что есть специальные подразделения, так же не рассматривают проблему в качестве приоритетной. И классическая ситуация «у семи нянек» налицо.

Например, в рамках проведения конференции единичны случаи, в которых структурные подразделения учреждений повышения квалификации берут на себя (имея соответствующие полномочия) сопровождение не институализированного специального образования, а процесса образования детей с ОВЗ.


В качестве счастливого исключения можно назвать кафедру психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования (заведующая Н.И. Приходько) ГОУ ДПО(ПК)С Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сотрудники кафедры организовали не только качественную подготовку материалов СКОУ, ДОУ, учреждений дополнительного образования (пятая часть представленных материалов – апробированные программы), их обсуждение, но и выступили координаторами в представлении различных аспектов опыта работы с детьми с ОВЗ разными подразделениями института и специалистами городского Комитета образования и науки. Объективно именно кафедра, объединяющая общее и специальное образование, является открытой структурой: владея каналами информирования, знанием реального состояния дел, ведя активную экспериментальную работу, скоординированную как с подразделениями института, так и с органами управления образования, её специалисты готовы обсуждать региональный опыт с педагогами страны.


В большинстве же случаев структурно специальное образование искусственно выключено из процесса общего образования. Однако специалистам «традиционной» системы, противоречащей практике и современным потребностям, приходится изменять негибкие подходы, коренящиеся в привычном образе мышления, а не в критическом анализе запросов, вопреки сложившейся традиции соотносить ситуацию в специальном образовании с общим вектором развития.


В этом плане показательна работа кафедры коррекционной педагогики (заведующая И.А. Крестинина) ГОУ ДПО (ПК) Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Направления работы, представленные участниками конференции под руководством сотрудников кафедры, одинаково актуальны как для специального, так и для общего образования. Педагоги СКОУ представляют опыт использования современных технологий и авторских дидактических средств, способы работы по формированию универсальных учебных действий.


Эти же аспекты рассматриваются участниками из Томской и Липецкой областей, Красноярского края. Материалы не являются узко специфичными, и обеспечивают удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в разных формах обучения. Безусловно, это отражение общей образовательной политики в регионах, рассматривающих специальное образование в русле общего. Использующийся в рамках конференции формат обратной связи не позволил в этих случаях определить, какое звено в региональной системе образования является пусковым механизмом инновационной деятельности.


В целом, как показал опыт подготовки конференции, достаточно часто учреждения повышения квалификации по-прежнему замкнуты на себя, не рассматривают педагогов-практиков в качестве полноправных участников конференции, не информируют учреждения о «не своих» мероприятиях.

В качестве основного источника информирования о происходящих событиях рассматриваются региональные органы управления образованием. В тех случаях, когда выстроена вертикаль и имеются соответствующие отделы и заинтересованные специалисты, информация в виде официальных писем проходит все этапы, обеспечивая организационную поддержку (в нашем случае – в Белгородской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Томской областях, Красноярском крае). Причём, в некоторой степени категории участников отражают и расстановку акцентов региональной политики в образовании детей с ОВЗ (информируются все типы учреждений, только СКОУ, только дошкольные, включаются учреждения НПО, ВПО). Если же на каком-то этапе происходит сбой, то информация до образовательных учреждений не доходит.

Создаваемые новые – под решение конкретных прикладных проблем интеграции – инклюзии структуры в Москве и регионах, к сожалению, часто продолжают традиции замкнутости. Разрабатывая алгоритмы сопровождения детей с ОВЗ, они ориентируются на богатый и готовый к трансляции опыт Запада, что, безусловно, важно, но без учёта реальной ситуации, «движения снизу», доверия практикам, нежизнеспособно.

Потребности в осмыслении опыта частично удовлетворяются за счёт расширения функций некоторых учреждений высшего профессионального образования. Например, специалисты педагогических вузов г.Челябинска (кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик ГОУ ВПО Челябинский государственный университет), г. Нижнего Новгорода (кафедра коррекционной педагогики ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»), г. Самары (факультет дефектологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии) обеспечивают повышение квалификации, сопровождение и мониторинг инноваций в образовательных учреждениях.

Опыт проведения конференции показывает, что в настоящее время требуется не создание новых интегрирующих структур (эти функции с современной расстановкой акцентов способны выполнять имеющиеся), а системные изменения на всех этапах организации обучения детей с ОВЗ с учётом территориальных особенностей и потребностей.

Механизмом запуска таких изменений могут служить целевые региональные программы, предполагающие формирование инфраструктуры, обеспечивающей сопровождение ребёнка с ОВЗ.

Например, в ходе реализации областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 – 2008 г.г.» во всех образовательных округах области были апробированы модели территориальных агентств специального образования (далее ТАСО) .

Основная цель деятельности ТАСО – создание условий, обеспечивающих интеграцию детей с ОВЗ в образовательное пространство, накопление и распределение программно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов на территориях образовательных округов. В настоящее время ТАСО накоплен опыт информирования, привлечения и координации ресурсов, что активно представлено в материалах конференции. Характерной чертой деятельности ТАСО является их автономность в решении территориальных проблем, отсутствие необходимости ожидать «спущенного сверху» распоряжения.

Таким образом, новая структура позволяет выстраивать полный маршрут развития ребёнка с ОВЗ с момента выявления проблемы до его трудоустройства. При таком подходе новые звенья системы специальной помощи (службы ранней диагностики) становятся не очередной пятой спицей в колеснице, а, прежде всего, координационным органом, позволяющим определять перспективы развития образования в целом, направления долгосрочных экономических вложений. Такой опыт в рамках конкретного малого города (г. Новокуйбышевск Самарской области), позволивший не только удовлетворить особые образовательные потребности всех категорий детей с ОВЗ, но и устранить очерёдность в ДОУ, изменить инфраструктуру школьного образования, описан в рамках конференции.

Участники конференции указывают и на другой опыт: создание служб ранней помощи без вписывания их в имеющуюся систему. При отсутствии общих для всех этапов и организационных форм индикаторов (что предусмотрено письмом МОиН РФ о создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации /№ АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г./, но до сих пор не реализовано) системных изменений не происходит. Более того, отмечается размытие критериев, когда в качестве достижений рассматривается не количество детей, получивших квалифицированную помощь и реабилитацию, а «снижение количества детей, обучающихся по коррекционным программам. При этом механически сопоставляется количество обучающихся по коррекционным программам с этими же показателями предыдущих лет без учёта изменения общего количества школьников и определения процентного соотношения школьников, обучающихся по массовым и коррекционным программам. В конечном счете, это выражается в открытии коррекционных классов в последние годы обучения на основной ступени (8 – 9 классы).



Богатейший и ценнейший опыт решения проблемы специалистами различного уровня на практике оказывается пока не востребованным и не анализируется, не обобщается в масштабе системы образования страны.

Именно такая ситуация организационной разобщённости и решения насущных проблем, в первую очередь, практиками послужила основанием для определения круга проблем, обсуждаемых в рамках конференции, участников обсуждения, отбора материалов для публикации.


На III Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии (2010) директор ИКП РАО, д.п.н., академик РАО Н.Н. Малофеев отметил, что в специальном образовании нет столиц и провинций, ценен любой опыт.

Это напрямую относится к участникам конференции – без их кропотливого ежедневного труда вдали от научных и культурных центров по введению в культуру детей с особыми образовательными потребностями вряд ли возможно по-настоящему доступное для всех образование.

В условиях реформирования систем общего, специального и профессионального образования, отсутствия стандартов, смены методологических и ценностных ориентиров успешность школьной и социальной адаптации детей с ОВЗ во многом зависит от профессиональных и личностных установок педагогов, работающих с ними. Это делает значимыми все аспекты участия в конференции – от тематики и содержания материалов, способов представления опыта, рефлексии полученных или неполученных результатов – до мотивации участия в конференции и интерактивном обсуждении.


Конференция состоялась, в ней приняли участие более 500 педагогов из 29 регионов страны.

Её принципиальная особенность в сравнении с другими мероприятиями, посвященными рассмотрению проблем обеспечения права на образование детям с ОВЗ, в том, что половина её участников – специалисты системы массового образования всех ступеней, включая дополнительное. Участники представляют все типы и виды существующих образовательных учреждений: детские сады (общеразвивающие, компенсирующие, комбинированные), С(К)ОУ, общеобразовательные школы, лицеи, учреждения НПО и СПО, дополнительного образования, служб сопровождения (ППМС центры, службы ранней помощи, ПМПК), вузы и учреждения повышения квалификации.

Так же широк и круг специалистов – работники органов управления образованием, руководители, педагоги, узкие специалисты, предметники учреждений образования, мастера производственного обучения, методисты, профессорско-преподавательский состав.

В силу комплексного, мультидисциплинарного характера проблема социальной интеграции детей с ОВЗ является общим предметным полем различных наук, среди участников конференции – специалисты, имеющие научные степени не только в педагогике и психологии, но и в социологии, медицине, биологии, сельском хозяйстве.

Всё это – свидетельство того, что проблема образования детей с ОВЗ перестала быть сферой лишь специальной педагогики, в её решение вовлечены действительно все.

Участники конференции делятся «историями успеха» при работе с детьми, ранее считавшимися необучаемыми, анализируют свой опыт, называют проблемы и возможные варианты их решения.

На первом этапе статьи в авторской редакции, соответствующие формату конференции, были размещены для обсуждения на сайте: согласно действующему ГОСТу 7.0-99 [2], статья, размещённая в Интернете, является публикацией («документ, доступный для массового использования»)

Распределение присланных материалов представленное на диаграммах, демонстрирует наиболее разработанные направления работы с детьми с ОВЗ, а также проблемы, освоение которых только начинается. Анализ выбранных для рассмотрения тем позволяет выстроить рейтинг изученности и актуальности для практиков тем.

Подробно освещаются темы (1 группа), связанные с проблемами ресурсной (в первую очередь – методической и материально-технической) обеспеченности работы с детьми с ОВЗ, их семьями (темы 21 , 1 , 6 , 9 ).

Следующая в рейтинге 2 группа рассматриваемых проблем – новые аспекты специального образования: профессиональное образование лиц с ОВЗ, интегрированное обучение; формирование жизненной компетенции, обучение детей со сложной структурой дефекта, сопровождение детей с ОВЗ дошкольного возраста, разработка индивидуальных программ (темы 17 , 14 , 5 , 4 , 3 , 7 ).

В 3 группе рассматриваются проблемы, предполагающие комплексность и определённый уровень анализа: организация ранней помощи и комплексного сопровождения; описание региональных моделей, подходов к пониманию результатов образования детей с ОВЗ, а также опыт дистанционного образования детей с ОВЗ (темы 11 , 2 , 8 , 15 , 12 ).

Наименее разработанными (4 группа) оказались темы, связанные с различными аспектами открытости системы образования детей с ОВЗ (темы 20 , 18 , 13 , 16 , 19 ). К ним относятся: создание системы мониторинга; информирование населения о проблемах детей с ОВЗ и формирование в обществе толерантного отношения к ним; опыт функционирования специальных образовательных учреждений в режиме учебно-методических центров; проведение итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ; опыт финансового обеспечения образования обучающихся с ОВЗ.

Интерактивное обсуждение материалов показало, что этот вид деятельности является новым и практически неосвоенным педагогами. Обсуждение не рассматривается большей частью педагогов как средство повышения квалификации и знакомства с опытом коллег. Авторы материалов, как правило, стремятся убедиться в том, что собственная статья размещена; далее они, в лучшем случае, знакомятся с материалами своих знакомых (80% участников – педагогов).

Оценивание материалов проводилось неформально: наряду с положительными отзывами встречаются и критические замечания; но в высказывании мнений о материалах коллег в 90% преобладают эмоциональные оценки («интересный подход к коррекционной работе! тема соответствует должности воспитателя, молодец! Хорошая работа! Любая помощь людям с ограниченными возможностями важна. Молодцы, что этим занимаетесь!).

Это характерно для современного этапа становления сетевого общения и обмена опытом. Например, на портале общественно-государственной экспертизы учебников в сентябре 2010 года прошла Интернет-конференция , посвященная подведению итогов проекта «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)», где также отмечались проблемы этапа становления сетевого обсуждения проблемы этапа становления сетевого обсуждения. Например, «более 3/4 высказываний посвящается не обсуждению докладов (может в силу специфики докладов), а собственным высказыванием по поводу темы и по поводу других высказываний. Более 9/10 не содержит обсуждения каких-то проблем, а содержит либо согласие с другими, либо похвалу статей или высказываний и т.д. Колпаков О.Л.»

Работа с материалами конференции специалистов органов управления образованием и структур повышения квалификации отличается – они интересуются опытом решения проблем организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в других регионах, отмечают значимость такой возможности и ценность опыта, но в сетевом обсуждении также участвуют неактивно. В качестве значимого при анализе можно рассматривать и тот факт, что в обсуждении материалов конференции не участвовали представители высшей школы, что позволяет предположить, что проблемы, названные педагогами и руководителями образовательных учреждений, не рассматриваются ими как значимое для них средство изучения запросов работодателей к выпускникам и результатам высшего профессионального образования.

Так же не участвовали в обсуждении и анализе материалов и представители федеральных и региональных научных структур, занимающихся проблемами образования детей с ОВЗ.

Таким образом, очевидно, что профессиональное общение находится в стадии становления, а рефлексивный компонент не является его определяющей характеристикой.

В настоящее время наличие публикаций, участие в конференциях различного уровня является одним из критериев в рейтингах различного уровня, учитывается в НСОТ и аттестационных требованиях. Однако подготовка к новой для педагогов деятельности практически не ведётся. Многие относятся к ней как к разовому написанию «доклада» реферативного характера с преобладающим перечислением достижений.

Очевидно, этому способствует и формальный характер оценки такой деятельности по факту (было – не было). Те же, кто по долгу службы должен организовать сопровождение процесса подготовки к конференции, этого не делает в силу ряда причин организационного характера и собственной некомпетентности в этом вопросе.

В целом же можно констатировать, что материалы конференции востребованы – высказано более 450 мнений. Более половины – теми, кто не является авторами статей.

Наибольший интерес вызвали практико-ориентированные темы (практически совпадает с первой группой в рейтинге наиболее многочисленных тем среди присланных статей):

  • современные образовательные технологии, обеспечивающие гибкость образовательного процесса для детей с ОВЗ.
  • психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа.
  • создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • различные методические подходы к образованию детей с ОВЗ.

К наименее обсуждаемым, как и в случае с представлением опыта, относятся темы, характеризующие новые аспекты специального образования:

  • ранняя помощь: опыт, проблемы и перспективы развития.
  • опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития.
  • дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся с ОВЗ.
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, педагогических коллективов образовательных учреждений общего типа, обеспечивающих инклюзивное образование.
  • опыт функционирования СКОУ, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида в режиме учебно-методических центров по специальному образованию.

Учитывая тот факт, что практически все авторы статей по этим темам ссылаются на нехватку регионального опыта и недостаток публикаций, можно предположить, что эти направления пока не стали общей практикой и не осознаются как общее направление в организации образовательного процесса для детей с ОВЗ. Между тем именно они рассматриваются в качестве приоритетных в развитии специального образования учёными и представителями органов исполнительной власти

На втором этапе велась редакционная работа. По мнению рабочей группы, готовившей материалы к печати (в неё вошли сотрудники АПКиППРО, региональных институтов повышения квалификации и вузов, педагоги-практики, авторы учебных пособий для детей с ОВЗ), это уникальный опыт решения общей проблемы, своего рода «мозговой штурм», отражающий региональные особенности, разный уровень состояния проблемы и опыт её решения в условиях разной обеспеченности ресурсами.

ИНФОРМАЦИЯ О ФОРМАТЕ ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Не претендуя на строгое научное описание, представленный в сборниках практический опыт, безусловно, требует дальнейшего научного осмысления. Символично, что публикуемые в Год учителя материалы убедительно демонстрируют место и роль учителя – именно от него зависят результаты образования, как непосредственные, так и отсроченные. Лишь через 5 – 10 – 15 лет можно будет с уверенностью говорить о том, удалось ли обеспечить социализацию детей с ОВЗ, их интеграцию в новое общество. Учитель выступает связующим звеном между традициями, инновациями, запросами и ресурсами. Практики не только называют проблемы, требующие решения, но и предлагают аргументированные варианты таких решений.


Таким образом, категории участников конференции, представленный материал и его интерпретацию в рамках обсуждения можно рассматривать как некоторый срез состояния системы помощи детям с ОВЗ; позволяет выделить модели, уже имеющиеся и апробированные в образовательной практике регионов страны; определить «слабые» места; сформулировать запрос практиков науке и системе законодательной и исполнительной власти.

В качестве критериев отбора материалов к публикации рассматривалось не только наличие описания современных технологических подходов к образованию, но и осмысление результатов их применения для конкретной категории детей с ОВЗ.

Анализ представленных материалов позволил разделить их на 2 части.

В первом сборнике «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья» материал сгруппирован по направлениям, соответствующим структуре ФГОС как системе требований и обязательств государства по отношению к обществу:

  • к структуре системы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на различных этапах (разделы 3 – 5);
  • к условиям, обеспечивающим каждому ребёнку возможность обучения с учётом особенностей и потребностей его развития (разделы 1 – 2, 6 – 9);
  • к результатам образования (разделы 10 – 12).

Поиск педагогами – практиками ответов на злободневные вопросы имеет реальное практическое значение. Именно поэтому в представленных работах много моделей, алгоритмов, которые можно использовать на практике. Умение организовать такую деятельность в образовательном учреждении – свидетельство педагогической компетенции руководителя. Работы разных специалистов одной школы, детского сада, ППМС центра позволяют увидеть систему работы и оценить её эффективность.

Смотреть подробнее

В интернет-магазине можно заказать сборник «Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья». Заказать сборник можно, отправив Не забудьте оплатить заказ после отправки заявки и получения на ваш электронный адрес счёта в удобном для вас отделении банка (при оплате на почте берут больший процент).

Второй сборник «Современные технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья» для удобства использования представителями профессионального сообщества выходит в трёх частях на диске.

Количественное соотношение материалов, освещающих сопровождение детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте (34%) и в школе и системе профессионального образования (58%) можно рассматривать как отражение существующих сегодня приоритетов. В реальности часто проблемы начинают осознаваться именно на этапе школы, когда формируются вторичные дефекты, и неуспешность ребёнка становится очевидной.

В отдельный раздел выделены программные и дидактические материалы по необеспеченным образовательным областям и ступеням. Поставленные лицензионно-аккредитационными требованиями в безвыходные ситуации, образовательные учреждения вынуждены самостоятельно разрабатывать и апробировать отсутствующее программно-методическое и дидактическое обеспечение.

Часть 1. Программы и дидактические материалы

В сборник вошли программы, учебные планы, тематическое планирование, дидактические материалы, апробированные в различных регионах страны и обеспечивающие современные требования к организации обучения детей с ОВЗ. Все материалы: программы профессионально-трудового обучения (в том числе, углубленного при 12-летнем обучении), индивидуальных и групповых коррекционных занятий; материалы для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью разной степени, со сложной структурой дефекта; методические и дидактические материалы для проведения итоговой аттестации; рабочие и индивидуальные программы обучения детей с нарушениями зрения; программы адаптации детей с ОВЗ, в том числе – постинтернатного сопровождения на всех этапах образования; фрагменты рабочих тетрадей по новым предметам БУПа – отражают различные аспекты внедрения современных образовательных технологий.

Смотреть подробнее

Часть 2. Коррекционно-развивающая помощь дошкольникам

В сборнике описан опыт индивидуальной и групповой (специальные и интегрированные группы ДОУ, ГКП в учреждениях психолого-медико-социального сопровождения) работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста (ТНР, УО, ЗПР, нарушения ОДА, зрения, РДА, сложная структура дефекта), а также варианты сопровождения семьи ребёнка с ОВЗ. Все технологии и методики прошли региональный этап апробации в рамках проектов различного уровня, содержат инструментарий, позволяющий отследить результативность работы.

Смотреть подробнее

Часть 3. Обучение и социально-трудовая адаптация

В сборнике описаны методы и технологии работы со школьниками с интеллектуальной, сенсорной, двигательной депривацией в образовательных учреждениях разного типа: СКОУ, общеобразовательных школах, учреждениях НПО и СПО. Рассматривается реабилитационный потенциал системы дополнительного образования, ресурсы дистанционного обучения в обеспечении особых образовательных потребностей школьников с ОВЗ.

Смотреть подробнее (содержание)



Конференция показала, что особые образовательные потребности существуют не только у детей, но и у педагогов, которые получали специальность в другом обществе, и у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития.

Материалы конференции помогут организовать сопровождение всех участников образовательного процесса, определить направления и обеспечить повышение профессиональной и родительской компетентности, успешность и личностное развитие каждому ребёнку с ОВЗ

Круг проблем, обсуждаемых в рамках конференции:

1. Современные образовательные технологии, обеспечивающие гибкость образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). (56 статей)
2. Ранняя помощь: опыт, проблемы и перспективы развития. (13 статей)
3. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа. (33 статьи)
4. Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. (17 статей)
5. Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями. (18 статей)
6. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. (38 статей)
7. Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. (28 статей)
8. Региональные модели образования детей с ОВЗ. Показатели результативности деятельности. (11 статей)
9. Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. (29 статей)
10. Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. (26 статей)
11. Инновации в специальном образовании: образовательные программы, индивидуальные учебные планы, комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа. (15 статей)
12. Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. (7 статей)
13. Проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (2 статьи)
14. Реализация компетентностного подхода в практике специального и интегрированного образования. Стандарт жизненной компетентности. (19 статей)
15. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, педагогических коллективов образовательных учреждений общего типа, обеспечивающих инклюзивное образование. (9 статей)
16. Опыт функционирования СКОУ, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида в режиме учебно-методических центров по специальному образованию (2 статьи)
17. Опыт создания условий для получения лицами с ОВЗ профессионального образования. (20 статей)
18. Опыт информирования населения о проблемах детей с ОВЗ, формирования в обществе толерантного отношения к ним, развития интегрированного и инклюзивного образования. (2 статьи)
19. Опыт финансового обеспечения организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода к нормативному подушевому финансированию. (1 статья)
20. Создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования. (4 статьи)
21. Различные методические подходы к образованию детей с ОВЗ (49 статей)



© Современные образовательные технологии, 2009-2021
телефон (996) 743-19-34
e-mail: edutech@mail.ru